Могут ли все школы перевести на дистант?

Известно, что в Госдуме рассматривается законопроект касательно применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в школах.

Этот закон мог вступить в силу уже в январе 2021 года, но был отправлен на доработку.

На самом деле, уже сейчас в рамках действующего законодательства любая школа может уйти на дистанционное обучение. И мы – родители, ничего с этим не сможем сделать.

На недавней телеконференции Министр образования пояснил, что ожидаемый законопроект ничего в корне не меняет. В него просто добавят моменты, которые не урегулированы в дистанционном образовании сейчас. Но то, что можно ввести в школе такое обучение – есть уже давно.

В соответствии со статьей 17 Закона «Об образовании» в Российской Федерации образование можно получить:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:

– в очной,

– очно-заочной,

– заочной форме.

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность

– в форме семейного образования,

– самообразования.

Т.е такой формы образования, как дистанционное – в законе нет! Что же тогда такое «дистанционка»?!

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к двум источникам информации.

☑ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
☑ Приказ Минобрнауки РФ № 816 от 23.08.2017 «Об утверждении Порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Статья 16 Закона содержит понятия электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также определяет условия их применения, а именно:

Электронное обучение – это организация образовательной деятельности с применением информации и информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи этой информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Например, использование компьютера, проектора или планшетов на уроках. При этом, ученик и учитель могут находиться в одном классе.

Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.Тут ключевые слова «на расстоянии».

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органами исполнительной власти, регулирующими государственную политику в сфере высшего и общего образования.

Для применения исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должны быть созданы соответствующие условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательная среда включает в себя: электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства. Она должна обеспечивать освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения.

Руководители образовательных организаций должны знать порядок применения дистанционных технологий и положения методических рекомендаций, регулярно издаваемых Минобрнауки РФ.

Организации, переходя на полностью дистанционное образование, обязаны обеспечить особые условия: должны быть доступны ресурсы и технологии, позволяющие освоить программу в полном объеме, без обращения к иным источникам информации и без привязки к местонахождению ученика.
На практике это означает создание электронных библиотек, а также обеспечение доступа к базам данных и электронным архивам.

Преподаватели и обслуживающий персонал должны в полной мере владеть навыками использования информационных систем, задействованных в учебном процессе.

Однако, специальным органом исполнительной власти утверждаются Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

То есть, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии – это не какие-то новые формы образования, и школы вправе применять их для реализации:
– очного обучения;
– очно-заочного обучения;
– заочного обучения.

Когда вашего ребенка переводят на дистанционку – ему не меняют форму обучения. Он по-прежнему остается на том виде обучения, на котором и был – просто теперь он обучается с применением дистанционных образовательных технологий. Это важно знать.

Изучив Приказ, мы узнаем, что:

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Законом формах обучения или при их сочетании, при проведении:

– учебных занятий;
– практик;
– текущего контроля успеваемости;
– промежуточной итоговой аттестации;
– государственной итоговой аттестации.

То есть, вы можете перевести ребёнка на семейное обучение и при этом сохранить возможность изучать часть предметов на очном обучении. Такое сочетание не запрещено, а наоборот, закреплено законодательно.

В соответствии с п. 4 Приказа организация доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

То есть, вас должны поставить известность о том, что будет дистанционка.

Особого внимания заслуживает п.5 документа:

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

✅местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Другими словами, вы можете жить в деревне Ивановка, а школа – в Москве. И ребенок будет учиться в московской школе с применением дистанционных образовательных технологий.
Безусловно, для жителей из глубинки, у которых есть интернет – это большой плюс, потому что круг того, до чего они могут дотянуться, становится гораздо больше.

✅организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;

✅организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

✅организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

✅допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

То есть, в ведении школы находится: как, когда и кому оказывать учебно-методическую помощь, в том числе и в форме индивидуальных консультаций. Учитель не обязан все уроки проводить лично. Он может выдать вашим детям записи уроков, которые нужно посмотреть. Это возмутительно, но это прописано в законе. Например, вам могут выслать уроки «Российской электронной школы» или «Яндекс-класса» для самостоятельных занятий ребенка.

Таким образом, школа может обучать ваших детей исключительно дистанционно. Организуя при этом онлайн занятия, давая вашим детям доступ к урокам и оценивая результаты того, что получилось, через интернет. Школьное обучение не входит в Перечень тех, кого нельзя обучать, используя исключительно дистанционные технологии.

Многие родители писали мне, что отказались от дистанционки, и школа теперь пугает их, что обратится в комиссию по делам несовершеннолетних, опеку, потому что они нарушают права ребенка.

Школа не объяснила им, что они все еще находятся на очной форме обучения. В нормативных актах прописано, что образовательное учреждение обязано уведомить родителей ребенка о том, что он переводится на дистанционное обучение, но не должно спрашивать их разрешения.

Школа обязана обеспечить условия для обучения с помощью дистанционных технологий, но при этом она даже не должна выдать каждому по компьютеру. В редких школах детям во время карантина выдавали планшеты и оказывали поддержку.

В некоторых семьях, где 3-4 школьника и всего один компьютер, на котором работает папа, возникла большая проблема с обучением детей. Есть населенные пункты, где интернет откровенно плохой, поэтому не для всех такой вариант обучения удобен и приемлем.

Не секрет, что школа выполняет функции не только образовательного учреждения, для некоторых родителей она, своего рода, “камера хранения для ребенка”.
На эфирах про опеку и КДН мы говорили о том, что ребенок до 14 лет должен находиться под присмотром взрослых, иначе, если с ним что-то произошло, родителям будет грозить ответственность. Но родители ходят на работу, и не все могут позволить себе няню. Более того, государству для поддержания экономики наличие работающих взрослых тоже важно. В свете этой информации, важность того, чтобы дети имели возможность ходить в школу, возрастает в разы.

Когда дети учатся дистанционно, школе не нужно обеспечивать их безопасность, питание, численность персонала сокращается, расходы снижаются. Но в долгосрочной перспективе повсеместное введение дистанционного обучения в школах маловероятно, потому что государству это не выгодно. Но, в определенные периоды, такие как сейчас, это может случаться.

Запомните, если школа перешла на дистанционное обучение, а вас это категорически не устраивает, вы не можете просто отказаться, у вас есть только один вариант: перевести ребенка на другую форму образования (заочное, семейное). Недостаточно просто сказать в школе: “У нас плохой интернет, у нас нет компьютера, мы не хотим учиться на дистанционке!”

Просто отказаться нельзя – это нарушение права ребенка на образование!

Но есть другой выход:

Законом не запрещено переходить с одной формы обучения на другую столько раз в течение года, сколько вам хочется. Вы можете в январе перейти на семейное образование, в мае – на очное в школу, и никто не вправе вам отказать. Можно переждать на семейном период, пока закончится дистанционное обучение, и вернуться в школу. Но важно помнить о том, что ваше место в классе или даже в вашей школе может быть уже занято.

Можно заранее договориться с руководством школы о возвращении ребенка на свое место в классе после окончания “дистанционного периода”: объяснить ситуацию, которая складывается у вас семье (несколько школьников, плохой интернет, один компьютер на семью и т.д.); объяснить выгоду этой ситуации для обеих сторон, для школы в частности (не нужно нести ответственность за образование вашего ребенка на период дистанционного обучения).

К сожалению, нередки случаи, когда семья обращалась за помощью по техническому обеспечению обучения детей, и была взята под контроль опеки! Я не рекомендую так делать.

Обратите внимание, что согласно п.1 ст.44 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: “Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.” Грубо говоря, мы — родители, отвечаем за образование наших детей.

Далее, согласно п.2 ст.44 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: “Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.”

Все остальные нам только ПОМОГАЮТ, школа – это только помощь родителям в образовании их ребенка!

Школа в любой момент может перейти на обучение с применением дистанционных образовательных технологий при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в соответствии с ч. 17 статьи 108 Закона об образовании.

Причем сдача аттестаций, ОГЭ и ЕГЭ в этом случае так же происходит с применением дистанционных образовательных технологий. Независимо от других ранее принятых стандартов! И все электронные документы предоставляют доступ к образованию наряду с бумажными.

В общем, ответ на вопрос: “Как уйти от дистанционки?” один – переходить на другую форму получения образования. Например, на семейное обучение.

Комментарии: