Дети не хотят учиться

Один из самых распространенных вопросов, который задают родители школьников: “Что делать, если ребенка не заставить учиться?”Расскажу о 10 самых распространенных ошибках, которыми сами же родители и убивают мотивацию.

Первая ошибка: “Учеба – это твоя работа! Я же хожу на работу, мне это тоже не нравится, но я же хожу!” Чувствуете подвох? Установка на то, что учеба – это некая повинность, каторга, которую надо терпеть. Но ребенку непонятно, зачем это – терпеть. А значит и мотивации взяться неоткуда. 

Вторая ошибка: обучение не является нормой в семье. Сегодня возможностей для образования – миллион, вариантов, как получать знания, чтобы это было комфортно и интересно – множество. Но при этом родители сами не учатся, отучились в школе-институте и забыли как страшный сон. 

Скажу про себя: во время учебы на психолога все свои домашние задания я “испытывала” на детях. Было интересно и мне, и они видели перед глазами живой пример, что учиться – это классно! Попробуйте!

И отбросьте стереотип, что если обучение доставляет удовольствие, нравится, то это как бы “несерьезно” 

Третья ошибка: Загрузили ребенка учебой “до макушки” еще до школы. “Развивайки”, кружки для трехлеток, математика для двухлеток, в 4 года – изучать физику. С такой нагрузкой мотивация получать знания к школе будет нулевой. 

Существуют возрастные периоды, внутри каждого из которых есть ведущая деятельность – то, за счет чего ребенок выходит на новый уровень развития. И в 4-7 лет ведущая деятельность – это сюжетно-ролевая игра. А если в этот момент перехода ребенка нагрузить учебой, то можно получить дополнительные проблемы, поэтому обучение до школы должно быть максимально бережным. 

Четвертая ошибка: родители говорят (читайте “пугают”) ребенка какими-то далекими последствиями): “Сейчас тебе 8, но когда тебе будет 28, тебе нужны будут деньги, работа, поэтому надо учиться…” Согласитесь, утверждение “Дворником будешь” – это не мотивация. В первую очередь вы должны знать, зачем учиться “сейчас”: чтобы завтра написать письмо другу на день рождения, попросить в незнакомой стране мороженое в магазине на иностранном языке, узнать быстрее, что случилось с главным героем книги и так далее.

Пятая ошибка: родители сами не видят смысла в учебе. И могут оперировать только расплывчатыми фразами: “Не будет будущего без аттестата” (не знаний, а именно аттестата, бумажки!), “Надо учиться, а то опека замучает”, “Надо учиться, потому что государство заставляет”.

Шестая ошибка: в семье с ребенком разговаривают только об учебе: “Какую оценку получил? Что было в школе? Что выучил, что узнал?” И если в школе “все хорошо”, то и поговорить-то получается больше не о чем. А ребенку нужно внимание! И если он не может получить его позитивным способом, то выбирает негативный: “Не хочу учиться!” и его производные 

Седьмая ошибка: проблемы с успеваемостью становятся способом отвлечь родителей от других серьезных проблем. Например, если родители на грани развода, то дети могут начать болеть (и тогда родители оказываются сплоченными в борьбе с этой болезнью) или же плохо учиться, например. И вот уже есть ситуации, когда мама и папа снова вместе. Цель достинута.

Восьмая ошибка: мама и папа хотят учиться больше, чем сам ребенок: с энтузиазмом водят его на кружки, в секции, пичкают знаниями. И чем выше амбиции родителей, тем меньше желания учиться у ребенка. Дети просто теряют себя и свои желания в бесконечных родительских активностях и уже не хотят ничего. 

Девятая ошибка: не учитываются индивидуальные особенности ребенка во время обучения: темперамент, ведущий канал восприятия информации. Да, большинство людей визуалы, им легко дается восприятие зрительной информации. Но есть люди, которым надо все проговаривать вслух (аудиалы), которым важно потрогать изучаемый предмет (кинестетики). А если возможностей для такого общения нет, то и желания учиться не будет. “Нам некогда лепить из пластилина и делать средневековые замки! Времени мало, а программа большая”, – и итоге ребенок, у которого ведущий канал восприятия не задействован (а чтобы запомнить информацию про средневековье, ему надо построить этот замок!) , становится просто “станцией по переработке знаний” – они в него быстро закладываются, но не менее быстро улетучиваются. 

Десятая ошибка: чрезмерная критика или чрезмерная похвала. Говорить хорошее нельзя – человек испортится, да он и так про себя все хорошее знает. А критиковать можно – кто же еще, если не мы, укажем на недостатки. Или другая крайность – восхвалять вообще все достижения ребенка. И в том, и в другом случае делать дальнейшие шаги ребенку не захочется: либо будут опять критиковать, либо нет гарантии, что в следующий раз будут восторгаться, а вдруг в следующий раз не получится? Поэтому так важна корректная обратная связь! 

Какие ошибки нашли у себя?

Скажу сразу – это наиболее простые случаи. Бывает, ошибок нет, а учиться ребенок не хочет. Значит причины глубже. И нужно разбираться.

Что же делать, если ошибки есть? Взять паузу, отстать от ребенка (на пару недель, чтобы посмотреть со стороны, в чем же может быть проблема с мотивацией) и пройти процесс расшколивания!

Подробно о том, как пройти процесс расшколивания, разобраться в причинах ошибок и вернуть ребенку интерес и тягу к учебе говорили на интенсиве “Формула расшколивания: как вернуть ребенку мотивацию учиться”. Чтобы получить материалы интенсива, переходите по ссылке: https://nataly.fun/unschool