Детям можно ошибаться

“Ребенок не стремится выполнять задания, потому что ошибок много”. Скорее всего, он не стремится выполнять задания не из-за самих ошибок в работах, а из-за последующей реакции взрослых на эти ошибки. Представьте себе ситуацию: вы пересолили рис и заметили это.

Скорее всего, вы сделали для себя выводы. Более того, стали думать о том, как это исправить. Или поставили рис заново, на этот раз особенно внимательно отнесясь к этапу добавления соли.

Вторая ситуация: вы пересолили рис, но не заметили это. И это заметил кто-то другой. Как бы вам хотелось, чтобы этот человек отнесся к вашей ошибке? Возможно, вы приготовили прекрасное блюдо на второе. Шикарный десерт… Но пересолили рис.

Подумайте о том, что мы тоже каждый день совершаем ошибки. 

А детей за оплошности – даже тогда, когда не ругаем прямо, – все равно наказываем и читаем нотации:

– Это уже проходили, это ты знаешь, откуда такие ошибки?
– Эта ошибка и в прошлый раз была! Ты сделай выводы.
– Переписывай все заново, теперь слишком грязно.
– Придется сделать еще два номера, раз ты не понимаешь, как это решать.
– Мы слишком долго делали уроки, нет, я не буду включать мультики.

И да, это ранит 

– Ты этот рис уже варила, это ты знаешь, откуда такие ошибки? 
– В прошлый раз рис тоже пересолила! Ты сделай выводы.
– Переваривай все заново, он слишком соленый. 
– Придется тебе приготовить еще два блюда, раз ты не понимаешь, как это варить. 
– Ты слишком долго готовила ужин, нет, я не буду смотреть с тобой кино. 

Мотивирует? Хочется готовить? Горят глаза? Что-то нет.

Ситуация неудачи не мотивирует людей. Мотивирует успех! Безусловно, нужно говорить про ошибки, нужно исправлять. Но иначе.

1. Можно следующее занятие начать с того, чтобы сделать работу над ошибками. Вместо того, чтобы сидеть и исправлять все сразу.
2. Можно дать обратную связь в виде “бутерброда”:
– что нравится;
– что нужно сделать по-другому;
– что нравится.
3. Если “зацепило” и хочется кричать-ругаться на “такого тупого” – уйти и подышать. Прийти в себя. Скорее всего, причина вашей реакции не в ребенке. А вашем детстве…

Кстати, заметили, во втором пункте я написала не “что не нравится”, а “что нужно сделать по-другому”? Рекомендую взять это вообще в любую обратную связь, которую вы даете себе и другим.

Давайте в комментариях отметим успехи наших детей! Поделитесь! И не забудьте им об этом сказать 🙂