«Домашнее» 1 сентября: День знаний в формате семейного обучения

Это было наше первое 1 сентября на семейном обучении 🙂 Дано: шестиклассник, четвероклассница и сладкая парочка второй и первый класс. Плюс наблюдающий младенчик.

Что было куплено заранее:

— Воздушные шары. Была идея купить наполненные гелием, чтобы было веселее. Но спрятать их негде, а ехать утром два часа туда-обратно за шариками того не стоит 🙂 Поэтому самые обычные.
— Рамки для фото. Купила в ИКЕА самые обычные, деревянные. В планах было украсить их, но в результате подготовки сценария этот пункт был вычеркнут как чрезмерный.
— Ежедневники на кольцах + разделители к ним + файлики размера А5 (подходят к этим ежедневникам).
— Торт.

Не покупала, потому что было дома:

— Бумага для сертификатов
— Цветные ручки
— Клей, ножницы
— Цветной картон
— Малярный скотч

Распечатала:

— Колесо баланса
— Текст договора на бумаге для сертификатов

Склеили: шапочку для первоклашки. Сделано папой 🙂

Вот в общем-то и вся подготовка! Итак, как это было…

 

— Дети, — сказала я, — сегодня первое сентября! День знаний! Сейчас в школах идут линейки, и у нас будет своя, семейная линейка! Кто хочет, может пойти красиво одеться!

Желающих красиво одеться не было, ну да мне и непринципиально было, поэтому я перешла к следующей части.

— У меня для вас кое-что есть! Но для начала давайте вспомним, а чему вы уже научились? Что вы умеете? Каких успехов достигли?

С этими словами я достала на большой стол ножницы, клей, картон, цветные ручки и фломастеры. Дети сами выбирали, как они будут оформлять свои достижения, и почти все выбрали формат открытки. Меня не спрашивали и не советовались, сами решили. Диме (8 лет) и Насте (6 лет) понадобилась моя помощь, старшие сделали все сами.

Кто-то справлялся быстрее, кто-то дольше. Тут мной было принято стратегическое решение не ждать, пока все закончат, а продолжать с теми, кто уже справился, объясняя им следующие шаги. Что-то мне подсказывало, что иначе к концу нашего мероприятия все потеряют интерес к происходящему.

— Посмотри, это твои достижения, то, что у тебя уже получается! Мы положим это в особое место, чтобы можно было вдохновляться… А сейчас давай поставим цели на этот учебный год. Но сначала смотри что у меня есть:

И я достала вот такое красивое колесо баланса:

— Смотри, это сферы жизни, какие ты видишь? Видишь шкалу внутри круга? Нужно отметить, насколько ты ощущаешь удовлетворенность той или иной сферой, насколько тебя устраивает то, что ты в ней имеешь. 10 баллов — это все отлично, вау!!! 0 баллов — все плохо, все ужасно…

Дети отмечали довольно легко, где-то приходилось подсказывать 6 и 8-леткам. Дети 10 и 12 лет справились сами. Особенно меня восхитила работа старшего.

— Соедини получившиеся точки линиями. Получилось колесо! Оно неровное, где-то есть ямки. Где самые большие? Давай по этим сферам поставим цели на следующий год. Представь себе, что прошел целый год: осень, зима, весна, и вот уже снова лето. Чего получилось добиться в этом направлении? Что ты будешь уметь? Чему научишься? Только будь внимательнее, у тебя одновременно и целый год, и всего лишь год!

Далее брали рамочки для фото, под ее размер вырезали лист бумаги и писали цели на год.

 

— Цели готовы, чтобы их добиться нам нужно кое о чем договориться. Это будет настоящий договор! Если у тебя будут какие-то предложения или ты хочешь что-то обсудить, давай сделаем это сейчас. Пересмотру договор подлежит через месяц.

 

Далее я торжественно зачитывала пункты договора, а дети торжественно произносили «согласен / согласна» или «готов / готова обсудить».

Первой была Настя (6 лет), и ей тааак понравилось говорить «согласна», что остановить было невозможно. Даже когда я попросила: «Сейчас не нужно говорить «согласна», я зачитаю список», — она продолжала после каждой паузы добавлять это волшебное слово.

После всех правок и обсуждения договора вписываем последствия за нарушение договора со стороны родителей и последствия со стороны ребенка. Я предлагала детям самим выбрать последствия для себя. Не согласилась только с предложенными Димой, пришлось поторговаться 🙂

Наконец, торжественное подписание договора с двух сторон!

И финальная часть — вручение тетради на кольцах и воздушного шарика. В тетрадь вкладываем файлики, в файлики договор и достижения. И разделители. Насте бонусом поздравления с поступлением в первой класс нашей семейной школы и шапочку 🙂

 

 

 

Да, еще торжественно сделали первую отметку на нашей ленте времени — ноль. Рождество Христово. Есть идея соединить все предметы с помощью этого инструмента. Но об этом как-нибудь в другой раз!

Далее последовало торжественное семейное чаепитие и спонтанное обсуждение личных жизненных целей 🙂 Такой вот семейный коучинг!

 

P.S. О начале нашего пути в семейном обучении можно прочитать в этом материале http://natalyapotekha.ru/семейное-обучение-начало-нашего-пути/

Комментарии: