Как справляться с делами, если детей несколько

Часто прохожие удивляются, если видят на улице маму с тремя и больше детьми. “Как вы справляетесь?”

На самом деле больше всего жизнь семьи меняется не после рождения третьего, четвертого или десятого ребенка. А после рождения… второго.

.

 

Трое или четверо – не такая уж большая разница. А вот один или двое – да. Все иначе. Именно умение делать дела с ребенком позволяет нам освободить львиную долю времени, перестать быть для ребенка аниматором и вовлечь его в жизнь семьи.

Между тем многие мамы на своем опыте убедились: с одним ребенком можно делать все дела, а с двумя уже никак.

На самом деле можно. Только у нас в голове уже имеется некоторое количество стереотипов, из-за которых нам трудно заметить новые возможности. Хочется сделать все быстрее, так как давит ощущение нехватки времени. Старший тянет внимание на себя, а нам нужно заботиться о малыше. Ревность детей, слезы, мамины срывы, ожидание помощи (которое часто не оправдывается) – все это заставляет нас запереться в беличьем колесе и начать крутить его быстрее, быстрее…

А ведь все не так.

Рождение второго – это огромные возможности. И первое, что нужно помнить: все будет по-другому. Младший ребенок – не копия первенца. И ваш режим, и ваши отношения с малышом, его предпочтения – могут быть совсем другими. И любить его вы будете по-другому. Так же сильно, как старшего. Но по-другому. Потому что он – уникальный, особенный, единственный в своем роде. И не обязан быть похож на старшего брата или сестру.

Второе: вы не будете уделять все свое внимание малышу, как это было когда вы впервые стали мамой. И попытки создать условия для этого (например, сдав ребенка бабушке или отдав его рано в детский сад) только осложняют ситуацию. Факт: с рождением второго ребенка больше внимания нужно уделить именно старшему.

Как много мам попадают в такие ситуации:

“У меня все прекрасно, пока я одна дома с малышом. Я с ужасом жду вечера, когда я забираю ребенка из сада и жизнь превращается в хаос. Мне кажется, я не справляюсь с двумя детьми”

“Я ловлю себя на мысли о том, что старший ребенок больше любит бабушку, чем меня. Конечно, она с ним гуляет, играет, занимается. Им весело. Он бежит к ней с радостью. А я только кричу, ругаюсь и воспитываю. Но у меня не получается иначе справиться с ними. А если я откажусь от помощи бабушки – что вообще тогда будет? Что делать?”

Первый месяц жизни с двумя детьми – время узнать нового человека, познакомить с ним старшего, дать понять, что мама по прежнему любит, заботится. Очень важно в это время быть вместе. И тут появляется третий, ключевой момент:

Именно в это время мы начинаем учиться делать все ВМЕСТЕ.
– разрешить старшему ребенку заботиться о малыше. Пусть он протрет ему пятку ваткой, смоченной в воде (да, это не входит в обязательную программу ухода за новорожденным. Но старшему будет приятно!). Что-то принести, погреметь игрушкой, рассказать сказку, покачать.
– играть или читать со старшим во время кормления младшего. Некоторые родители делают из кормления особый ритуал, во время которого к маме не подходить, не мешать, не говорить и т.д. А если вспомнить, что кормление по требованию в первые месяцы жизни ребенка занимает довольно много времени, то можно представить в какое мучение превращается жизнь семьи.
– делать дела с малышом на руках, в слинге. Можно поставить рядом с собой шезлонг или автокресло. Дети рядом, дети видят что мама делает, старший может по прежнему помогать маме. Вот эти ощущения близости, гармонии, единения – именно они дают ощущение наполненности и счастья, а не картошка почищенная на 5 минут быстрее.

Разрешите себе быть чуточку менее эффективной и чуточку более счастливой. Не нужно никому ничего доказывать – вы самая лучшая мама для своих детей. Когда второй ребенок подрастает, из детей получается отличная команда помощников.

Конечно, это в том случает, если мама не злоупотребляет фразами:

“А Миша в твоем возрасте…”
“Да что у тебя все из рук валится! Вот у Маши…”

Что дети разного возраста могут делать вместе:
– сортировать белье (например, младший черное, старший цветное)
– вытирать пыль
– мыть пол
– собирать игрушки
– расставлять красиво обувь
– протирать двери и шкафы
– помогать маме выкидывать бумажки (мять, рвать, носить к месту сбора)
– мыть овощи
– искать потерянные вещи (иногда можно самой что-то спрятать и устроить игру-искалку,
а заодно сделать какое-то свое домашнее дело в это время, например используя маршрут
поисков разложить другие вещи собранные методом 3П по местам)
– мыть плиту
– опрыскивать растения
– мыть раковину и ванну

Это далеко не полный список. Важно помнить, что результат детского труда – это не идеальная чистота, а тренировка навыков. Дети не только учатся убираться, но в это время они еще тренируются договариваться между собой, помогать друг другу. Не кидайтесь перемывать все сразу после детей (если очень хочется, сделайте это позже). Поблагодарите их за помощь и скажите о том, что у них получилось лучше всего.

Комментарии: