Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок не хочет переключаться с одного занятия на другое. Допустим, вы занимались математикой. 45 минут прошло, вы просите ребенка взять русский язык и начать заниматься, а он отказывается. Сидит, решает дальше задачи или примеры… В результате полтора-два часа ребенок увлеченно занимается чем-то одним, и на другое времени уже не остается. Что делать?
Для начала спросить себя: «А есть ли в этом проблема?» Ребенок УВЛЕЧЕННО решает примеры, изучает анатомию или иностранный язык. Мы, родители, вместо того, чтобы радоваться, заставляем его бросить это занятие и переключиться на другое. Это наши, родительские:
— Зашколенность. Мышление, в рамках которого успешный процесс образования — это уроки и перемены. Другого просто не знаем. Как человек, всю жизнь использовавший для передвижения лошадь, не понимает, как можно летать на самолете.
— Отсутствие доверия себе и ребенку. Вера в то, что ребенок сам по себе — существо испорченное, которому только и нужно, что где-то напакостить, лениться. Если не заставлять и не мотивировать, ничего делать не будет и т.д.. Как ни странно, базируется это убеждение на… отношении к себе. И собственных детских травмах.
— Неуверенность в себе и страхи. Страх совершить что-то непоправимое, упустить какой-то возраст, возможности, не сформировать какие-то важные навыки, которые потом всё, никогда уже нельзя будет сформировать.
ЗАШКОЛЕННОСТЬ
Итак, в начальной школе навыки чтения, письма и счета — это действительно то, что нужно постоянно тренировать. Если мы за месяц пройдем учебник по математике и заниматься больше не будем, навык будет потерян.
Однако необязательно для тренировки этих навыков устраивать «школу дома» с переменами и уроками. Вы можете создать «учебный минимум» для ребенка: дать задание на чтение, письмо и навыки счета, которые необходимы именно для тренировки и повторения. А все остальное время можно погрузиться во что-то одно, почему бы и нет?
Прохождение какого-то предмета через полное погружение в него так и называется — «погружение». Погружениями удобно проходить предметы начиная с 5 класса: историю, биологию, литературу, географию и т.д.
Используя погружения, можно глубоко и интересно, с разных сторон пройти предмет за несколько недель. При этом используются не только учебники. Вопреки тревогам родителей, запоминается такая информация хорошо
Чтобы закрепить предметы, можно периодически возвращаться к этому материалу через книги, фильмы, обсуждения, посещение музеев.
Переключения, урочная система (где есть урок, перемена, другой урок и нельзя закончить начатое, нужно переключиться на другое) не помогают качественно осваивать навыки и знания, а скорее мешают. Это вынужденная мера наших школ.
Важно определиться, какие навыки отрабатываете, сколько раз в неделю, и уже исходя из этого составить ваш план занятий. При этом не обязательно в нем будут переключения. Уроки и перемены — это атрибуты школы. Дома больше возможностей и свободы.
Есть ли у вас страхи относительно семейного образования? Поделитесь в комментариях.
Комментарии: