Пока ребенок маленький, многие мамы предпочитают заниматься домашними делами, когда малыш спит. Подрастая, чадо, и не подозревает, что посуду и пол кто-то моет, еду кто-то готовит. Ребенок привыкает считать маму своей собственностью. Постепенно спит он днем все меньше, а дел не убавляется. И начинается сражение за маму, которая старается занять ребенка игрушкой и сделать все – сама, быстро и хорошо. Проходит несколько лет и мама начинает требовать помощи. В доме начинается новая битва – за права и обязанности.
Как быть? Ответ прост: начинайте заниматься домашней работой вместе с ребенком как можно раньше, а время, когда чадо спит, тратить на свой отдых. Малыш может просто находиться рядом с мамой или сидеть в слинге. Дети после года с радостью оказывают маме посильную помощь. Да, они могут делать что-то не так, как нужно, медленно или неуверенно. Но ведь они учатся! И обязательно превратятся в маминых помощников, стоит только дать им шанс.
Главное – продумать окружающее пространство так, чтобы совместный труд был не только приятным, но и безопасным. Больше всего вопросов у мам возникает тогда, когда ребенок получает доступ к сердцу нашего дома – кухне.
Правила безопасности для детей на кухне
Нюансы, конечно, зависят от возраста ребенка, но основные пункты важны для всех.
– Не оставляйте ребенка одного на кухне.
– Следите, чтобы ребенок находился как можно дальше от кухонной плиты, если она включена.
– Посуда на плите должна стоять так, чтобы ручки не нависали над краем. Всегда поворачивайте ручку, чтобы проходящий мимо человек не мог ее задеть. Когда нужно ей воспользоваться, вы можете повернуть кастрюлю как вам удобно, а по окончании вернуть в исходное положение, например, повернуть к стене.
– В первую очередь используйте дальние конфорки плиты.
– В зоне досягаемости малыша не должно быть острых предметов, которыми он может пораниться. Приучайте себя всегда класть ножи в место, недоступное для ребенка, даже если в этот момент его нет рядом.
– Уберите бьющуюся посуду из зоны доступа ребенка.
– Не помещайте на край стола посуду с горячей едой и напитками даже в то время, когда ребенка нет рядом. Опять же, такая привычка поможет сделать быт безопаснее.
– Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали только безопасные моющие средства. Никогда не давайте ему бутылочки с бытовой химией, даже если он их раньше никогда не открывал – все бывает в первый раз. Такими средствами ребенок может пользоваться только под присмотром родителей.
– Если вы пользуетесь скатертью, рассмотрите варианты скатерти на резинке или завязках – дети любят прятаться под ткань, экспериментировать с драпировкой, и могут потянуть скатерть на себя вместе с тем, что находится на столе. Вы не всегда можете вовремя среагировать на такую игру. Возможно, вам будет комфортнее на время вовсе отказаться от скатерти на столе.
– Если вы используете детский стульчик в то время, когда ребенок находится на кухне, всегда пристегивайте его ремнями безопасности. Даже если посадили его туда всего на минутку. И ни в коем случае не оставляйте его там без присмотра.
– Используйте специальные фиксаторы для дверок посудомойки и духовки – дети могут залезть на них и опрокинуть технику на себя.
– Используйте фиксаторы для дверей холодильника – ребенок может случайно пораниться, уронив на себя содержимое полок или дверки, попробовать на вкус содержимое бутылочек. Также были случаи, когда дети закрывали себя там.
Шнуры и провода должны быть надежно спрятаны от ребенка. Он может запутаться в них или обмотать вокруг шеи.
– Уберите полиэтиленовые пакеты и держите их под контролем. Дети любят играть, надевая их на голову.
– Следите, чтобы пол был сухим и не скользил. Обратите внимание на ковры и половики – часто на скользком полу они уезжают под ногами.
Правила поведения ребенка на кухне
Дети хорошо воспринимают запреты и правила, если их немного и они действительно важные и значимые. Часто родителям не удается договориться между собой о том, что можно, а что нельзя делать. Тогда они дают противоречивые указания ребенку. А бывает, что мама сама еще не определилась со своим решением и сомневается: можно или все-таки нельзя? В обоих случаях ребенок путается и продолжает нарушать запреты, проверяя границы.
Как установить правила поведения ради безопасности ребенка?
Зайдите на кухню и окиньте ее придирчивым взглядом. Что здесь нельзя? Лучше всего записать ответы. Проанализируйте, действительно ли этого нельзя, какие будут последствия, если ребенок сделает это? А теперь задайте себе следующий вопрос: как я могу обезопасить это место?
Например: нельзя есть еду для кота. Как этого избежать?
– убрать миску под стул или в другое место, где она не будет привлекать внимание ребенка;
– ставить еду коту по расписанию;
– вместо красивой мисочки переложить еду в закрытый контейнер и закрывать его крышкой когда ребенок находится на кухне…
Выберите наиболее подходящий вариант.
Теперь, когда вы составили список «нельзя» и минимизировали количество запретов, обсудите стратегию с мужем.
Например, вы считаете, что с кастрюлями играть можно, а муж считает – что нельзя. Вы даете их ребенку, а папа отнимает. Да еще и выяснение отношений происходит прямо при виновнике событий.
Чтобы избежать таких ситуаций, постарайтесь прийти к единому решению и огласить его ребенку.
Итак, какие правила могут быть на кухне:
- Нельзя играть с выключателями на газовой плите. (Если вы разрешаете ребенку делать это, когда газ перекрыт, однажды он может оказаться открытым);
- Для игр можно брать вот эту посуду и кастрюли (хранятся на полке или в ящике);
- Воду открывают только взрослые;
- Дети пользуются только вот этим ножом;
- Мусорное ведро трогать нельзя;
- Посудомойку загружаем вместе.
Что же можно делать вместе? Каждая мама отвечает на этот вопрос сама. Я предлагаю вам разделить дела на три категории для того, чтобы максимально более количество дел можно было выполнять вместе с ребенком, тратя время его сна на свой отдых и те немногие дела, которые вы можете сделать только в одиночестве. К тому же, такое разделение помогает перепоручить часть дел другим людям. Не секрет, что мы часто отказываемся от помощи только потому, что не знаем о чем попросить в данный момент.
Расчертите лист бумаги на три колонки и начните их заполнять. Писать лучше всего карандашом, так как уже после написания вы, возможно, захотите поменять местами дела в столбцах.
1. Могу поручить кому-то;
2. Могу сделать с ребенком;
3. Могу сделать только я одна.
Пример заполнения таблицы:
1. Могу поручить кому-то (мужу, маме, подруге, домработнице): купить продукты, вынести мусор, починить дверцу шкафа, снять и повесить шторы, разморозить что-то в микроволновке, помыть окно, отнести бытовую технику в ремонт и так далее.
2. Могу сделать вместе с ребенком (ребенок находится рядом и по мере возможностей помогает): почистить картошку, протереть пыль, помыть столешницу, помыть пол, перебрать крупу, замесить тесто, навести порядок в шкафчике, помыть раковину и плиту, натереть морковь и порезать овощи, заварить чай, рассортировать белье, запустить посудомойку и стиральную машину, достать посуду из посудомойки, достать и повесить сушиться белье, накрыть на стол, убрать посуду со стола и так далее.
3. Могу сделать только я одна (требуется полное сосредоточение, опасно для ребенка): написать список продуктов для мужа, помыть холодильник, достать печенье из духовки, продезинфицировать что-либо.
Все дети очень разные, поэтому не может быть единого списка дел, которые они способны выполнять в конкретном возрасте. Пробуйте предлагать ребенку различные занятия, чтобы оценить, с чем он может справиться сам, где ему нужна ваша помощь, а какие дела ему пока не по силам. Например:
1 год – ребенок может складывать белье в стиральную машину и доставать его оттуда, приносить картофель и другие овощи.
1,5 года – ребенок может помогать перебирать крупу, выкидывать очистки, месить тесто, мыть пол
2 года – может тереть морковь, складывать посуду в посудомойку, мыть раковину и плиту (именно мыть, а не играть), распрыскивать из пульверизатора и вытирать тряпочкой, протирать пыль, вешать белье.
3 года – мыть окна, сортировать белье, расставлять посуду на столе и убирать со стола, пылесосить
4 года – чистить овощи, резать их под присмотром взрослых. Четырехлетний человек – полноценный мамин помощник. Его не нужно заставлять – он сам настойчиво и с охотой предлагает свою помощь. Оцените же ее по достоинству!
Разумные ограничения, понятные правила и организация пространства на кухне позволяет не только сделать много дел с малышом, но и получить удовольствие от времени, которое вы провели вместе. Ориентируйтесь на возраст и умения своего ребенка и все получится!
Опубликовано в журнале Mama’s life 15 апреля – 15 мая 2013
Комментарии: