Как пример, возьмем правила безопасности на кухне.
Дети хорошо воспринимают запреты и правила, если их немного и они действительно важные и значимые. Часто родителям не удается договориться между собой о том, что можно, а что нельзя делать. Тогда они дают противоречивые указания ребенку. А бывает, что мама сама еще не определилась со своим решением и сомневается: можно или все-таки нельзя?
В обоих случаях ребенок путается и продолжает нарушать запреты, проверяя границы. Как установить правила поведения?
Зайдите на кухню и окиньте ее придирчивым взглядом. Что здесь нельзя? Лучше всего записать ответы. Проанализируйте, действительно ли этого нельзя, какие будут последствия, если ребенок сделает это? А теперь задайте себе следующий вопрос: как я могу обезопасить это место?
Например: нельзя есть еду для кота.
Ок, как этого избежать?
– убрать миску под стул или в другое место, где она не будет привлекать внимание ребенка;
– ставить еду коту по расписанию;
– вместо красивой мисочки переложить еду в закрытый контейнер и закрывать его крышкой, когда ребенок находится на кухне…
Выберите наиболее подходящий вариант.
Теперь, когда вы составили список «нельзя» и минимизировали количество запретов, обсудите стратегию с мужем. Например, вы считаете, что с кастрюлями играть можно, а муж считает – что нельзя. Вы даете их ребенку, а папа отнимает. Да еще и выяснение отношений происходит прямо при виновнике событий.
Чтобы избежать таких ситуаций, постарайтесь прийти к единому решению и огласить его ребенку.
Итак, какие правила могут быть на кухне:
– Нельзя играть с выключателями на газовой плите. (Если вы разрешаете ребенку делать это, когда газ перекрыт, однажды он может оказаться открытым);
– Для игр можно брать вот эту посуду и кастрюли (хранятся на полке или в ящике);
– Воду открывают только взрослые;
– Дети пользуются только вот этим ножом;
– Мусорное ведро трогать нельзя;
– Посудомойку загружаем вместе.
Что же можно делать вместе? Каждая мама отвечает на этот вопрос сама. Я предлагаю вам разделить дела на три категории для того, чтобы максимальное количество дел можно было выполнять вместе с ребенком, тратя время его сна на свой отдых и те немногие дела, которые вы можете сделать только в одиночестве. К тому же, такое разделение помогает перепоручить часть дел другим людям. Не секрет, что мы часто отказываемся от помощи только потому, что не знаем, о чем попросить в данный момент.
Расчертите лист бумаги на три колонки и начните их заполнять. Писать лучше всего карандашом, так как уже после написания вы, возможно, захотите поменять местами дела в столбцах.
1. Могу поручить кому-то;
2. Могу сделать с ребенком;
3. Могу сделать только я одна.
Пример заполнения таблицы:
1. Могу поручить кому-то (мужу, маме, подруге, домработнице): купить продукты, вынести мусор, починить дверцу шкафа, снять и повесить шторы, разморозить что-то в микроволновке, помыть окно, отнести бытовую технику в ремонт и так далее.
2. Могу сделать вместе с ребенком (ребенок находится рядом и по мере возможностей помогает): почистить картошку, протереть пыль, помыть столешницу, помыть пол, перебрать крупу, замесить тесто, навести порядок в шкафчике, помыть раковину и плиту, натереть морковь и порезать овощи, заварить чай, рассортировать белье, запустить посудомойку и стиральную машину, достать посуду из посудомойки, достать и повесить сушиться белье, накрыть на стол, убрать посуду со стола и так далее.
3. Могу сделать только я одна (требуется полное сосредоточение, опасно для ребенка): написать список продуктов для мужа, помыть холодильник, достать печенье из духовки, продезинфицировать что-либо.
Все дети очень разные, поэтому не может быть единого списка дел, которые они способны выполнять в конкретном возрасте. Пробуйте предлагать ребенку различные занятия, чтобы оценить: с чем он может справиться сам, где ему нужна ваша помощь, а какие дела ему пока не по силам.
Комментарии: