Читать нотации или учить понимать эмоции, чувства и потребности?

Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок был счастливым и успешным. Именно поэтому мы заботимся об их образовании, водим на кружки. Переживаем, когда у детей что-то не получается или не складывается. 

И чем дальше, тем очевиднее становится, что знания ребенка, увы, не всегда являются гарантией успешности. Например, если ребенок не может найти общий язык с другими детьми или взрослыми. Что делать?

Я вижу родителей, которые к нам приходят. Как правило, они уже что-то читали, пытались менять. Многие вкладываются в отношения с детьми, но не видят перемен. Ходили или задумывались сходить к психологу.

Иногда на них накатывает отчаяние что-то изменить. Тревожно за детей. И больно ощущать бессилие. “Надо что-то делать!!!”

Лучше воспитывать? Чаще читать нотации? Записать еще на пару секций, чтобы дурью некогда было заниматься? Забрать телефон, планшет, лишить общения, объявив “бойкот, научить просить прощения…

Как правило, все эти стратегии ведут к обратному: ребенок еще сильнее злится или еще больше замыкается в себе. 

Родители и ребенок не становятся ближе, пропасть растет. Все чаще приходится наказывать и запрещать. Все чаще ребенок на ровном месте не слушается. Или наоборот: становится очень послушным и удобным, но безжизненным. Родители пытаются расшевелить ребенка, а он ничего не хочет, ему ничего не интересно.

На самом деле решение в другом: научить ребенка понимать причины своих действий через осознавание эмоций, чувств и потребностей, которые за ними скрываются.

И тогда вместо брошенного привычного “нормально” в ответ на ваш вопрос о том, как у него прошел день, вы услышите искренние и наполненные смыслом слова.

(с) Наталья Потеха, руководитель школы ЭИ-Дети Гатчина https://vk.com/eigtn

Комментарии: