Проблемы социализации детей

Это один из самых важных вопросов, который волнует родителей, когда они хотят перевести детей на СО. Вдруг ребенку будет мало общения. Вдруг он не социализируется. Не научиться взаимодействовать с обществом. Юный Маугли. Этим же пугают многие советчики и “эксперты”. Горячая тема! Разберемся.

Вообще что такое социализация и зачем она нужна? Почему так популярна эта идея?

Всем известны труды А.С.Макаренко, незаслуженно забытые родителями и педагогами в наше время. Воспитание в коллективе по Макаренко служило большой ЦЕЛИ: строительство социалистического общества и формирование коллективов. Каждый гражданин должен был уметь подчинять личные интересы общественным, жить в коллективе и работать в нем.

Принцип воспитания через коллектив был тем самым принципом коммунистического воспитания, который использовали в СССР.

Что такое коллектив по Макаренко? Коллектив – «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением.

Это главный инструмент воспитания граждан. Именно с помощью него в этой модели формируется система нравственных отношений личности.

Члены коллектива – активные субъекты коллективной деятельности и отношений.

Объект – это предмет или категория, на которую направлено действие субъекта. Субъект – это индивид либо группа лиц, которые взаимодействуют с объектом.

Макаренко писал: «Личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива»

Закон сплочения коллектива – это стремление к достижению все более значимых общественных целей. Эти общие цели повышают требования к каждому члену коллектива, усиливают ответственность, объединяют.

Посмотрим на труды Сухомлинского. Коллектив – средство нравственного и духовного развития, где учащиеся и педагоги объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.

По его мнению основу полноценной жизни коллектива и его совершенствования, основу выстраивания отношений определяет ни что иное, как духовное богатство, гуманистические мотивы каждого отдельного члена этого коллектива.

В таком случае коллектив помогает преодолевать равнодушие, эгоизм. Это помогает занять ту самую гражданскую позицию, вести деятельность на благо других.

Поскольку социализация, основанная на этих принципах, была ключевой задачей, то учителя, воспитатели, педагоги были подготовлены так, чтобы нести эту идею детям и родителям, формировать отношение и мировоззрение.

Поэтому у всех нас, как только ребенок покидает коллектив, загорается красная лампочка: “А как же социализация?”

Но, на минуточку, а давайте подумаем: точно школьный коллектив это то, о чем писал Макаренко и Сухомлинский? Точно ли это вообще коллектив?

Нет. Где единство идеалов? Где идеалы вообще? Где значимые цели? Сдать ОГЭ и ЕГЭ, это коллективная значимая цель? К сожалению, класс больше не коллектив. Это скорее стая. Их не учат общаться, им не внушают ценности. Их натаскивают на знания и навыки. Они не субъекты, они объекты обучения. 

Про отношения в школе и что ребенок потеряет, если не будет там находиться. Кто-то утверждает, что так ребенок не научится выкручиваться, справляться с самодуром-руководителем. Поддерживать отношения в рабочем коллективе, где тебе не все нравятся, где ты можешь подвергаться унижениям, разным проверкам, объектом приколов.

Где нужно схитрить и научиться давать отпор так, чтобы потом не жить в стрессе все остальное время. Где есть любимчики и нет справедливости.

Ну, такая модель офисной жизни для детей. Мол, школа жизни, в этом же потом работать. На работе же у тебя тоже нет одного взгляда с коллегами, общих мнений, мировоззрения. Там же надо деньги заработать как-то, отмучиться, выжить.

Что, правда???

То есть мы сознательно готовим детей к такой жизни, это норма?

Поверьте, это не единственный путь, и каждый В ПРАВЕ выбирать, как и с кем работать. Чем заниматься. Путь в офис – не единственный путь, и эта школа жизни – не модель жизни. Хорошо, конечно, иметь навык приспосабливаться. Но не до такой же степени. И не в ущерб личному нравственному закону и совести.

Если у вашего ребенка не будет такого школьного опыта, он в рамках социализации ничего не потеряет. В ходе социализации происходит передача ценностей и нравственного опыта. Увы, о чем говорят дети в школе и какие ценности пропагандируются?

Вы и сами знаете. От социализации осталось только слово. Самой ее, как и настоящих коллективов, давно нет, за редкими исключениями.

Возможна ли тогда социализация? Да! В семье, когда заботливые родители воспитывают и закладывают ценности, когда достигаются общие цели.

В настоящих коллективах, которые важно находить и создавать. Семьи с близкими ценностями и взглядами, секции, клубы, в которых талантливый педагог создает именно коллектив 

Когда у ребенка есть основа, внутренний стержень, личные ориентиры – вот тогда он может и получить опыт приспосабливаться, и столкнуться с ложью, лицемерием, равнодушием. И выстоять, и ответить на них с точки зрения собственных нравственных убеждений и законов. Воспитанных социализацией.

Комментарии: