Дети, когда только-только начинают учиться, похожи на птенчиков, которые сидят с раскрытыми клювиками, а мама-птичка им кладет червячков. Ребенок так же открыт к знаниям, задает много вопросов. И родитель вкладывает свои знания в него. Это может делать “мама-птичка” или другой человек. Чему дальше нужно научиться птенцу?
Правильно, добывать пищу самостоятельно. Мы же продолжаем пичкать наших “птенчиков” информацией и даже задаемся вопросом: “А почему он не хочет?”
Если мы этих “голодных птенчиков” не будем учить добывать знания самостоятельно, то возникает большая проблема. Будет ли репетитор учить вашего ребенка навыку учиться, добывать знания? К сожалению, чаще всего – нет.
В чём состоит задача обычного репетитора? С одной стороны, чтобы, банально, родители были довольны. Затем – вложить какие-то знания. Чтобы, когда родители спросят, чему научился ребенок, у него была в голове информация по определенному предмету. Ну и чтобы у ребенка улучшилась оценка, то есть натаскать на решение определенных задач.
Репетиторы червячков нарезают, готовят и в открытые клювики складывают. Ребенок привыкает, и без учителя учиться уже не может. Возможно, вы думаете, что он тупой, ленивый или с ним что-то не так. А у него просто не сформирован навык самостоятельного поиска информации. Он не может разбираться в какой-то теме сам!
Я рекомендую переформулировать здесь задачу родителя: не научиться учить самой детей, а стать для ребенка наставником, помочь детям научиться добывать знания самостоятельно.
Если мы говорим про 1-2 класс, то там велика роль наставника, который помогает научиться принципам того, как взаимодействовать со знаниями: как учить правила и запоминать понятия, как относиться к ошибкам, что делать, если не получается, как мотивировать и преодолевать себя. Важно то, как наставник дает обратную связь на успехи и ошибки, поддерживает. Не стоит ожидать, что первоклассник сам сядет с учебником и начнет учиться. Ему нужен взрослый рядом. Но дома ему не нужны парта, доска и указка в руках мамы. Задачи, которые я описала выше, решаются без этих атрибутов.
3-4 класс – время, когда ребенок может закреплять и повторять материал, может сам себя проверить. По листу с ответами может сам сопоставить, где у него были ошибки. Может самостоятельно изучать тему окружающего мира, чтобы потом обсудить ее с родителями. Учеба – это не только учебники и рабочие тетради. Очень многое ребенок может изучать в быту. Вы можете писать вместе с ребенком книгу, рассчитывать, на сколько нужно положить больше сахара в пирог, если вы положили не два яйца, как по рецепту, а четыре.
Начальная школа – это наша жизнь. Знания начальной школы очень хорошо переплетаются с жизнью семьи. Переплетите! Эти знания станут живыми и имеющими смысл.
В начальной школе важно научить ребенка анализировать. Когда ребенок находится в позиции потребителя, когда в него постоянно что-то вкладывают, то часто возникает проблема с мотивацией.
Потому что это надо маме, папе, учителю. А ему – нет. Ему бы поскорее закончить все эти уроки и пойти по своим делам: поиграть в игрушки, посмотреть мультики или залезть на ютуб. Возникает проблема.
Если вы учили ребенка учиться в начальной школе, то с 5 класса он многое может изучать самостоятельно. При этом ваша включенность, заинтересованность и готовность помочь для него все также важны.
А если не учили? Как научить учится? Я рекомендую для начала не браться за все сразу, а взять какой-то один предмет. Если мы говорим про детей от 5 класса и старше, хорошо начинать с обществознания. С более младшими классами, если вам страшно взять русский или математику, я рекомендую окружающий мир или литературное чтение.
Очень не рекомендую брать музыку и физкультуру, возьмите что-то из базовой программы, из тех предметов, которые реально являются основой. Начните не вкладывать в клювик эти знания, а учить его работать и учиться самостоятельно.
Нужно прочитать тему по окружающему миру. Если ребенок плохо читает, то абзацы можно читать по очереди и потом вместе обсуждать. Если какая-то тема особенно понравилась, можно поискать дополнительно в интернете. Ребенку, который еще плохо печатает, компьютерная Алиса поможет узнать про королевских пингвинов. А мама в это время поищет информацию про хохлатых.
Вы можете спросить ребенка: “А если бы ты был учителем, какое бы ты задание дал своим ученикам по этой теме? Дай мне задание по этой теме.” Или поиграть с ним в школу: “Вот тебе весь учебник , выбери любой урок, который ты проведешь завтра нам с папой.” К счастью, окружающий мир, литературное чтение и обществознание – это те предметы, в которых не обязательно проходить темы по порядку ))
Встречаются темы, которые в учебниках раскрыты слабо или однобоко. В таком случае можно сказать: “В учебнике тема странно раскрыта, давай погуглим? А что ты сам думаешь по этой теме? А ты согласен с тем, что там написано?”
Мы учим детей не просто прочитать и отчитаться, мы учим их анализировать информацию, передавать эти знания дальше.
Когда ребенок повторяет, то запоминает лучше и проносит через себя. Мы учим его мыслить.
Интересна эта тема, продолжать дальше? ))